Назад к списку

Как МФО работают с должниками, которые не платят

Процедура возврата просроченной задолженности волнует не только тех, кто уже перестал платить по займу, но и потенциальных заёмщиков, которые только собираются взять деньги в долг.  


Список официальных МФО, которые

не "выбивают" долги незаконными методами





Несмотря на то, что большинство МФО предлагают услугу продления займа, потенциальным клиентам будет полезно знать, что могут предпринять сотрудники организации, если должник не сможет вносить платежи вовремя.


Законные методы воздействия для взыскания долгов

Взаимодействие между сотрудниками службы взыскания и клиентами МФО регулируется законодательством, а именно ФЗ № 230.Законодательные нормы позволяют и рекомендуют воздействовать на должников в судебном порядке. При этом суд, как правило, встаёт на сторону истца. Главная причина, по которой юристы МФО не спешат подавать судебный иск – сопутствующие материальные и временные затраты на тяжбы. Поэтому служба взыскания просроченных задолженностей старается договориться с недобросовестным заёмщиком, используя иные методы воздействия.


К таким способам относятся:


  1. Периодические звонки с вежливой просьбой погасить заем, объяснить причину возникновения просрочки, предложениями оплаты долга несколькими платежами в рассрочку. По закону звонить можно не только на мобильный телефон, но и на домашний, а также на любые другие номера, указанные в договоре (рабочий, номер родственников или знакомых и т. п.);
  2. Регулярные письма, которые приходят как на электронную почту, так и в почтовый ящик по месту прописки. В тексте письма могут содержаться не только требования вернуть деньги, но и предупреждения о возможных последствиях в случае уклонения от оплаты (судебные иски, рост задолженности, запрет на выезд за рубеж и др.);
  3. Уведомления о неоплаченной задолженности у клиента, которые высылаются на фактический или юридический адрес места работы заёмщика;
  4. Визит сотрудников службы взыскания на домашний адрес должника с целью проведения личной беседы. Коллекторы могут общаться с заёмщиком не только у него дома, но и в общественных местах.


По статистике, 70 % неплательщиков находят средства на погашение займов сразу после получения уведомления об инициации судебного иска. 


Методы воздействия, запрещённые законом


Практика "выбивания" долгов в прямом смысле этого слова осталась в 90-х годах. Иногда встречаются случаи избивания недобросовестных заёмщиков коллекторами или сотрудниками МФО, но это недопустимые действия.


Существуют и другие незаконные методы:


  • звонки должнику ночью или чаще трех раз в день;
  • письма или голосовые сообщения с угрозами;
  • порча имущества (надписи на дверях и стенах, разбитые фары автомобиля и т. п.);
  • угрозы обращения в органы опеки и попечительства с целью изъять из семьи несовершеннолетних детей;
  • распространение заведомо ложной порочащей честь и достоинство клиента информации.


Незаконными методами воздействия пользуются далеко не все. Сотрудники МФО, как правило, стараются мирно решить вопрос с клиентами в досудебном порядке.


Часто, если причина возникновения задолженности уважительная, служба взыскания идёт на уступки и предлагает выгодные условия погашения займа.